История становления

  1.jpg?1431269107История становления комбината неразрывно связана с именем Владимира Александровича Филимонова. Именно ему принадлежала идея создания в нашем городе Межшкольного учебно-производственного комбината (так он тогда назывался).
   "Все началось с заметки, прочитанной в одной центральной газете, где говорилось о Московском учебно-производственном комбинате. До этого я ничего не слышал о заведениях подобного рода, да и вообще в Пензе, наверное, мало кто об этом знал. Прочитав ее, я сказал себе: «Это здорово. Это то, что нужно». Заинтересовавшись идеей, я поглубже изучил ее и убедился в ее продуктивности.

В 70–80 гг. прошлого века существовала государственная система трудового воспитания молодежи. Трудовое обучение было включено в школьную программу, школы были закреплены за предприятиями, на предприятиях создавались участки для трудового обучения школьников. Однако, надо сказать, что участки на производстве имели некоторые недостатки: во-первых, предприятие создается для производства, а не для обучения. Не для массового, по крайней мере, обучения – это не свойственно, в общем-то, заводу. Во-вторых, завод обучал школьников, как правило, одной профессии или двум-трем родственным. Это не позволяло удовлетворять интересы и запросы школьников, которые имели разные способности, разные желания. Для работы со школьниками привлекались инженерно-технические работники. Они, конечно, хорошо знали производство, но не владели методикой обучения и не были заинтересованы в совершенствовании, поскольку эта работа была для них эпизодической.
Всех этих недостатков лишен межшкольный учебный комбинат. Он представлял собой что-то вроде кооператива, когда усилия нескольких предприятий объединялись для трудового обучения школьников. Предприятия создавали производственные участки, выделяли для работы своих инженерно-технических работников, и все это управлялось централизованно. Получалась неплохая и мощная система, когда каждый школьник мог выбирать для себя одну из форм обучения, наиболее соответствующую его интересам и склонностям. Здесь объединялись усилия производственников и педагогов, что давало хороший результат.
Загоревшись идеей, я внес городским властям предложение об открытии в Пензе межшкольного учебно-производственного комбината. Мое предложение было дано на отзыв заведующей гороно Казанцевой Галине Сергеевне. Ее ответ был одобрительным и создание комбината включили в план. Открытие комбината состоялось в октябре 1979 г. А в начале 1980 г. мне предложили возглавить его началось все для меня с заметки, прочитанной в одной центральной газете, где говорилось о Московском учебно-производственном комбинате. До этого я ничего не слышал о заведениях подобного рода, да и вообще в Пензе, наверное, мало кто об этом знал. Прочитав ее, я сказал себе: «Это здорово. Это то, что нужно». Заинтересовавшись идеей, я поглубже изучил ее и убедился в ее продуктивности.
  В 70–80 гг. прошлого века существовала государственная система трудового воспитания молодежи. Трудовое обучение было включено в школьную программу, школы были закреплены за предприятиями, на предприятиях создавались участки для трудового обучения школьников. Однако, надо сказать, что участки на производстве имели некоторые недостатки: во-первых, предприятие создается для производства, а не для обучения. Не для массового, по крайней мере, обучения – это не свойственно, в общем-то, заводу. Во-вторых, завод обучал школьников, как правило, одной профессии или двум-трем родственным. Это не позволяло удовлетворять интересы и запросы школьников, которые имели разные способности, разные желания. Для работы со школьниками привлекались инженерно-технические работники. Они, конечно, хорошо знали производство, но не владели методикой обучения и не были заинтересованы в совершенствовании, поскольку эта работа была для них эпизодической.
  Всех этих недостатков лишен межшкольный учебный комбинат. Учебный комбинат представлял собой что-то вроде кооператива, когда усилия нескольких предприятий объединялись для трудового обучения школьников. Предприятия создавали производственные участки, выделяли для работы своих инженерно-технических работников, и все это управлялось централизованно. Получалась неплохая и мощная система, когда каждый школьник мог выбирать для себя одну из форм обучения, наиболее соответствующую его интересам и склонностям. Здесь объединялись усилия производственников и педагогов, что давало хороший результат.
  Загоревшись идеей, я внес городским властям предложение об открытии в Пензе межшкольного учебно-производственного комбината. Мое предложение было дано на отзыв заведующей гороно Казанцевой Галине Сергеевне. Ее ответ был одобрительным и создание комбината включили в план. Открытие комбината состоялось в октябре 1979г. В начале 1980 г. возглавить его предложили мне".
Из воспоминаний В.А. Филимонова

    1.jpg?1431270442Первыми шефами комбината выступили два предприятия: Пензенский научно- учебный центр (директор Лавров Ю.И.) и городской трест ресторанов и кафе (директор Насонова Т.Н.). Материальную базу обучения и педагогические кадры обеспечивали базовые предприятия.
    Пензенский научно-учебный центр был создан для подготовки специалистов для работы на ЭВМ. Тогда эта техника была большой редкостью. Несмотря на большую загруженность двух вычислительных машин, стоящих в комбинате, руководители базового предприятия находили возможным выделять «машинное время» и для школьников. Машины серии ЕС-1022, 1052 были громоздкими, их обслуживали несколько человек. Поэтому обучение школьников осуществлялось по нескольким направлениям, связанным с обслуживанием и эксплуатацией ЭВМ: механик внешних устройств ЭВМ,  оператор подготовки данных ЭВМ, оператор ОСЕС, программист на языках Ассеvблер и PZ-1.
     Еще в школе не было информатики, еще новейшие электронные машины считались секретными, еще специалисты по ЭВМ были большой редкостью, а в комбинате уже обучали школьников этому инновационному ремеслу.
1.jpg?1431271153В историю Межшкольного учебного комбината особую строку вписала Валентина Петровна Патрина, которая проработала мастером производственного обучения по специальности "кондитер" почти 30 лет .
    Именно ее администрация треста ресторанов и кафе сочла наиболее подходящей кандидатурой для работы с детьми. Тогда, в 1979 году, за плечами Валентины Петровны была учеба в торговом техникуме и восемь лет работы в ресторане "Пенза".
    - В те годы выбор профессий был небольшой, - вспоминает Валентина Петровна, - не то, что сейчас. Правда, легче было с организацией практики. Моих ребят на практику направлял трест ресторанов и кафе. Ребята работали в кафе "Солнце", "Молодежное", "Парус", в ресторане "Нева". Они зарабатывали по 30-50 рублей (тогда это были неплохие деньги), оплачивалась и летняя практика"
    После успешного окончания комбината по специальности "кондитер" им присваивался 2-ой квалификационный разряд. А это значило, что, к примеру, закончив торгово- экономический техникум, они могли начать свою карьеру с 5-6 разрядов. По этому пути пошли многие выпускники В.П.Патриной.
Одним из выдающихся достижений комбината явилась организация в 1982-83 учебном году сетевого взаимодействия школ и промышленных предприятий. Оно подразумевает, во-первых, социальное партнерство между школой и производством. Во-вторых, возможность для учащихся выбора направлений, программ подготовки. В-третьих, эффективное использование инженерно- педагогических кадров.
Как происходило это взаимодействие, показано на схеме.
Видео о нас смотрите ЗДЕСЬ
440052, г. Пенза, ул.Отдельная, 9
Телефон: (8412) 32-21-45